Церковь Анчисхати поражает своей историей, это одно из самых древних сохранившихся сооружений. Именно поэтому посещение её оставляет неизгладимые впечатления.
Церковь Анчисхати поражает своей историей, это одно из самых древних сохранившихся сооружений. Именно поэтому посещение её оставляет неизгладимые впечатления.
В историческом районе Тбилиси возведено уникальное сооружение, базилика Анчисхати. Это древнейший храм Тбилиси, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но в XVII веке семейство Амилахвари подарило храму старинную икону Спасителя, и в честь этого события церковь стала называться «Анчисхати». Имя иконе, на которой изображен Спаситель, дано по месту ее прежнего пребывания монастырь Анчи в Южной Грузии.
Анчисхати сооружение назвали после того, как в 1675 году из собора Анчи сюда Петре Месхи перенес нерукотворную икону Христа Спасителя. С того периода охраняющие собор Месхишвили посвящались в священнослужителей. Икона Спасителя из Анчи стала широко известна еще в XII веке, когда придворный златокузнец царицы Тамары Бека Опизари сделал для нее серебряный с золотыми вставками оклад. В XVII веке икона оказалась у семьи Амилахвари, которая и пожертвовала ее церкви святой Марии в Тбилиси.
Собор датируется VI веком и, согласно историческим справкам, построен Дачи Ужармели в честь Богоматери. В средние века церковь много раз повреждалась в результате иранских набегов. В XVII веке ее восстановил католикос Доментий, в 1675 году он же возвел широкие врата - колокольню из кирпича, украшенные аркой, которая объединяет двор собора с улицей Шавтели. Существенные изменения претерпела церковь в XIX веке, когда был надстроен купол, сильно меняющий внешний вид церкви. В 1958 – 1960 гг., в связи с 1500 – летним юбилеем Тбилиси, под руководством архитектора Р. Гвердцители провели реставрацию собора. Был снят купол, пол снижен до первоначального уровня. В целом церковь приобрела свой прежний вид. Анчисхати принадлежит к типу трехъярусной базилики, ярусы разделяет две пары столбов. Вписанный в прямоугольник апсид придает сооружению архаичность. Безапсидные пастофории связаны с боковыми ярусами. В молельне сохранилось художество, выполненное по заказу католикоса Николоза Амилахвари в 1683 году. Остальные художества в церкви принадлежат XIX веку. Собор надстроен желтоватыми квадратами туфы, однако, после поздней реставрации, в его построении появляется кирпич. Из кирпича сделаны также и карнизы. Вход устроен с трех сторон , на сегодня главным действующим является восточный. В верхней части восточной стороны выполнен рельеф «Возвышение креста». В рельеф входят фрагменты с изображением креста и ангела. В нижней части рельефа видны следы древнейших надписей.