Собор относится к памятникам второй половины 18-ого века, как раз к этому периоду можно отнести самые известные архитектурные творения, ведь именно в это время Петербург обзавёлся основными городскими коммуникациями, постройками и инженерными возможностями для того, чтобы начать активное возведение города, который должен был поразить своей красотой и величием «просвеженную Европу». Собор возвели в период 1761-1769 годов, под чутким руководством Ф. Б. Растрелли, хотя и есть мнение, что ему принадлежит только первоначальный проект, а возводили здание его соратники и совсем другие архитекторы - А. И. Руско, А. Гольм, А. И. Мельникова и другие. Есть также мнение, что они лишь заканчивали большое строительство уже в 19-ом веке, но, так или иначе, собор своими очертаниями ненавязчиво напоминает другие работы всех вышеперечисленных авторов, что, конечно не умаляет вклада каждого из великих мастеров своего времени. Пять остроконечных глав венчают здание, объединившее в себе черты барокко и типичного классицизма. Две церкви – нижняя тёплая, преподобного Иоанна Дамаскина, и верхняя холодная – Владимирская. Иконостас верхнего храма относится к 1808-ому году, он перенесён сюда из Аничкова дворца. Своды нижней церкви были украшены красивейшими росписями, но были утрачены в середине 20-ого века вместе с иконостасом, находившимся здесь же. Паруса центрального купола композиции, венчающей верхушку храма, украшены изображениями евангелистов.