Посетив медресе, вы сможете насладиться великолепной архитектурой и увидеть одну из самых почитаемых реликвий мусульманского мира.
Посетив медресе, вы сможете насладиться великолепной архитектурой и увидеть одну из самых почитаемых реликвий мусульманского мира.
В переплетении улочек старого Ташкента расположен медресе Барак-хана – один из самых оригинальных памятников местного зодчества. Помещения медресе в настоящее время отведены под мастерские ремесленников, здесь работают переписчики Корана, чеканщики латунных и медных изделий, резчики по дереву.
Известно тем, что здесь находится Духовное управление мусульман всей Центральной Азии. Здесь также имеется богатая библиотека восточных рукописей. В специальном помещении библиотеки медресе Барак-хана хранится всемирно известный Коран халифа Османа – Османский (Оттоманский) Коран. Он является первоисточником священной книги ислама, написанный в середине VII века. Древний манускрипт, состоящий из 353 пергаментных листов очень большого размера с первоначальным текстом Корана, столетиями хранился в сокровищнице халифов (последовательно в городах Медине, Дамаске и Багдаде).
Медресе Барак-хана было построено в XVI веке во времена правления Суиндж-хана, внука Улугбека. Оно представляет собой целый комплекс, включающих само медресе и два мавзолея. Самым раним строением считается мавзолей, располагающийся по левую сторону комплекса и называется Безымянным, потому что в нем захоронено неизвестное духовное лицо. Рядом с ним был построен мавзолей для самого Суиндж-хана. И только после постройки двух мавзолеев, было пристроено медресе, которое впоследствии и стало как бы центральным строением всего комплекса. Оно построено из рваного кирпича в форме трапеции. Фасад украшен майоликой и кирпичной мозаикой, а по углам фасада располагаются башни, увенчанные куполами. Во внутреннем дворе расположились худжры – кельи учеников.
Легенда гласит, что халиф Осман был убит во время чтения корана, который сейчас находится в медресе Барак-Хана и до сих пор на ее страницах из оленьей кожи сохранились следы его крови. С этого момента Коран Османа стал священной реликвией, которая всегда находилась при дворе следующих халифов, сначала в Медине, потом в Дамаске и Багдаде. Возникшие в последствии внутри халифата различные религиозные течения и секты в лучшем случае могли отрицать отдельные места священной книги, утверждая, что они были искажены писцами по ошибке или даже злому умыслу халифа, которого, например, до сих пор не почитают шииты - сторонники наследственной власти рода Али. Но противопоставить Корану Османа другие священные тексты они уже не могли.