Дворец был построен в 1752-1754-ом годах, автором проекта был Ф. Б. Растрелли, проект этого здания специально разрабатывался для знаменитого рода Строгановых. Дворец в наши дни является частью Государственного Эрмитажа. Дворец изначально задумывался и построен в форме «глаголя», то есть, как имеет форму буквы «г» - обе стороны здания в качестве основного украшения имеют массивный портик. Герб семейства Строгановых украшает этот портик в центре – причём, и на стороне Набережной Мойки, и со стороны Невского проспекта. Здание прекрасно знакомо и узнаваемо туристами, посещающими Петербург, так как является неотъемлемой частью архитектуры центра Петербурга.
Вообще, дворец с момента постройки претерпел огромное количество изменений – менялись его хозяева, достраивались и перестраивались помещения, что уж говорить о внутреннем убранстве. Думается, первые хозяева – Строгановы, благодаря многочисленным переделкам, сейчас бы и вовсе не узнали своё «родовое гнездо». Но, тем не менее, кое-что, всё-таки сохранилось – это оригинальный Большой Танцевальный зал, в котором находится плафон "Триумф Героя" работы Д. Валериани, не тронутый позднейшими переделками. Минералогический кабинет, в котором представлена уникальная коллекция минералов рода Строгановых, также восстановлен и воссоздан в практически оригинальном виде. Если удастся побывать внутри – посетите экспозицию, расположенную здесь же - интерес представляет постоянная выставка "Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы".
В начале 19-ого века завершилась первая глобальная реконструкция дворца, длившаяся несколько лет, А. Воронихин устроил главный вход с Невского проспекта и переделал северо-западный угол дворца. Были пристроены два корпуса – Восточный и Южный. Дух великого Растрелли не покидал этих стен никогда, несмотря на все перестройки, дух неоклассицизма подчиняет себе общую картину. Завершил формирование этого ощущения, чувства, если хотите, П. Садовников доделывая внутренние помещения и фасад Южного корпуса дворца в 1842-году.
Дворец называют «золотой шкатулкой архитектуры», имея в виду огромный вклад лучших специалистов своего времени, сделанный в это место. Ф. Демерцов, А. Воронихин, Растрелли, И. Колодин, К. Росси и П. Садовников – это далеко не полный список мастеров. Некоторые из элементов внутреннего убранства, как и говорилось, сохранили лишь отдельные элементы первоначального облика, а многие и вовсе его утратили. Что не удивительно – на протяжении всей истории здания, внутри или снаружи постройки практически всегда велись какие-либо работы. Что, собственно, и делает Строгановский дворец зданием уникальным и по праву носящим титул одной из главных архитектурных жемчужин Петербурга.